«Хитровка» и другие хитрости, который должен знать авиадиспетчер

Авиадиспетчеры всего мира 20 октября отмечают свой профессиональный праздник Международный день авиадиспетчера (International Day of the Air Traffic Controller).

Дата 20 октября выбрана не случайно: в 1961 в этот день в Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров, призванная привести к единому стандарту управление грузовыми и пассажирскими авиаперевозками. Это событие в истории развития воздушного транспорта стало столь значимым, что послужило поводом для учреждения профессионального праздника, приуроченного к этой дате.

К сожалению, история не сохранила имени первого диспетчера, но в ее анналах сохранилось имя братьев Райт, за которыми в большинстве стран мира признается первенство изобретения и постройки первого в мире самолета. Братьям принадлежит и открытие «трех осей вращения самолета», что позволило пилотам эффективно управлять воздушным судном и поддерживать во время полета его равновесие.

Когда братья только начали летать, о регулировании воздушного движения речь не шла. Но со временем самолеты стали тяжелее, они стали перевозить грузы и увеличивать дальность перелетов, отсюда появилась потребность в специально оборудованных посадочных площадках. При этом появилась необходимость учета таких характеристик, как направленность ветра в разных местностях (как правило, самолет заходит на посадку против ветра). При одновременной посадке сразу нескольких воздушных судов появилась необходимость создания посадочной очередности. Все эти предпосылки сформировали потребность в человеке, который бы помогал пилотам и предоставлял всю необходимую информацию для выполнения полетов. Так и появилась профессия авиадиспетчера.

На сегодняшний день работу диспетчера намного облегчает система автоматизированного управления, которая позволяет прогнозировать движение самолетов, предостерегая от возможных опасных ситуаций. Ранее же, работая на старом оборудовании, диспетчер должен был держать в памяти огромное количество информации: тип самолета, рейс, план полета, эшелон, скорость, высоту, позывной,  аэродромы вылета и т.д.

Читайте также:  Сделай сам

По психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий. Кроме этого, диспетчер должен иметь развитое пространственное воображение, чтобы прогнозировать в воздушном пространстве положение самолета в течение всего полета. Их готовят к любым ситуациям, – в том числе и терактам. Чтобы не случилось в небе — именно диспетчер узнает об этом первым. Он является ключевым звеном между небом и землей. Эту работу можно сравнить с решением математических задач или с игрой в шахматы. С той только разницей, что на принятие решения авиадиспетчеру порою отводится всего лишь несколько секунд. На сегодняшний день в мире работают десятки тысяч авиадиспетчеров, которым ежедневно, в прямом смысле слова, вверяют свои жизни более пяти миллионов человек.

Как и во всяком профессиональном сообществе, в среде авиадиспетчеров бытует свой профессиональный сленг. Например, на сленге российских авиадиспетчеров «сапог» — это  пилот военно-транспортной авиации, «зелеными»  диспетчеры называют  военный сектор, соседями — расположенный рядом военный аэродром, «букварь» – это иностранное ВС, работающее регистрационным номером, например DAFGH, хозяином глиссады – диспетчеры прозвали своего коллегу, отвечающего за посадку, а властелином кольца — диспетчера круга. Аэропорты тоже имеют свои прозвища: дедушка – аэропорт Домодедово, а внучка — Внуково и совсем по-простому Хитровкой авиадиспетчеры прозвали лондонский аэродром Хитроу.

Источник: РИА Новости

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.