Небесный забияка.

Непонятно, почему работники авиакомпаний не начинают бастовать сразу, как только узнают о назначении к ним Уилли Уолша. Нынешний генеральный директор авиакомпании British Airways сократил столько человек, что можно было бы заполнить вакансии какого-нибудь промышленного гиганта. Теперь у Уолша новая идея: люди должны работать бесплатно. Вдохновлять их он решил собственным примером.

Выступая пару недель назад в Париже, Уилли Уолш заявил, что можно забыть о «зеленых ростках» восстановления после кризиса. Не первую неделю подряд Уолш убеждает любого, кто готов его выслушать, а особенно своих работников, что Вritish Аirways (ВА) ведет борьбу за выживание. Работников методы борьбы Уолша радовать не могут. Сначала он призвал их брать неоплачиваемые отпуска или переходить на неполный рабочий день. А недавно попросил всех сотрудников некоторое время поработать бесплатно. Весь июль Уолш и финансовый директор ВА Кейт Уильямс будут трудиться на общественных началах. За это время Уолш потеряет около 60 000 фунтов — таково, по данным Reuters, его месячное жалованье.

Примеру генерального директора последовало несколько сотен сотрудников компании. Но большинство работников отреагировало на призыв весьма прохладно. Стюардессы заявили, что получают в два с лишним раза меньше, чем Уолш, и просто не могут себе позволить отрезать внушительную часть годового оклада. А представители профсоюза ВА добавили, что эффективное управление компанией стало бы куда более действенной мерой, чем бесплатная работа тысяч человек.

Уолш отнюдь не преувеличивает, говоря о проблемах ВА. В кризис спрос на авиаперевозки резко упал. Особенно остро это почувствовал сектор межконтинентальных перевозок бизнес-классом и перелетов первым классом. Именно эти потребители приносили ВА, как и многим другим авиакомпаниям, львиную долю доходов. Зато для потребителей, наоборот, настали золотые времена. Если у вас найдутся средства для билета бизнес-класса, в ряде случаев второй вы можете получить бесплатно.

«Отрасль еще никогда не попадала в такую сложную ситуацию, — говорит Уолш. — Не обращайте внимания, что некоторые фондовые рынки показывают признаки улучшения. Я уверен, что для авиаперевозок худшее еще впереди». Но Уолш полон энтузиазма бороться с проблемами. Его знакомые говорят, что чем тяжелее задача, тем с большим рвением он берется за ее решение, обладает даром даже в самых кризисных ситуациях концентрировать внимание на первоочередных задачах и добиваться поставленных целей.

Читайте также:  15 июня исполнился год со дня открытия восстановленного аэропорта "Иваново-Южный". Что сделано!?

Подъем после терактов

В 17 лет Уилли Уолш стал младшим пилотом в ирландской компании Aer Lingus и, до того как уйти на менеджерскую работу, прошел путь до капитана «Боинга-737». Еще будучи пилотом, получил диплом магистра в области менеджмента и делового администрирования Тринити-колледжа в Дублине.

В октябре 2001 г. он становится гендиректором Aer Lingus. Это было непростое время. После терактов в США едва прошел месяц, спрос на авиаперевозки падал, а авиакомпания и без того испытывала хронические убытки.

Уолш добился того, чтобы компания начала приносить прибыль, скорректировав бизнес-модель ближе к авиадискаунтерам, но при этом сохранив черты традиционного авиаперевозчика. Он бросил вызов крупной авиакомпании-дискаунтеру Европы — ирландской Ryanair, а заодно позаимствовал у нее немало методов экономии.

За два года государственная Aer Lingus сократила штат на 30%, пережив трехдневную забастовку профсоюзов. Уменьшила расходы за счет сокращения нескольких грузовых рейсов, что поссорило Уолша с ассоциацией экспортеров.

В 2003 г. Aer Lingus получила прибыль в размере 69 млн евро против убытков в 140 млн евро по итогам 2001 г. При этом продажи по сравнению с 2001 г. упали до 888 млн евро.

В ВА Уолш был приглашен в том числе благодаря этим успехам. Но покидал он Aer Lingus не совсем как победитель. Уолш предложил ирландским властям сократить до 2007 г. треть рабочих мест и провести выкуп компании менеджментом. Чиновники тянули с приватизацией, а Уолш давил, добиваясь ее скорейшего проведения. Видимо, устав ждать, он покинул спасенную им компанию на четыре месяца раньше срока, указанного в контракте, — в январе 2005 г.

Профсоюзы Aer Lingus вздохнули с облегчением. Профсоюзы ВА замерли в ожидании.

Уолш бывает крайне резким. В 2005 г. вместе с ним из государственной Aer Lingus в ВА перекочевало и его прозвище Забияка Уолш. Он не дал сотрудникам ВА ни единого повода усомниться в оправданности такого эпитета.

Читайте также:  Тайваньская Eva Air приступает к эксплуатации ACJ319

Уолш сократил тысячи рабочих мест в ВА. В том числе вскоре после назначения уволил более трети менеджеров ВА и наполовину сократил количество топ-менеджеров. Его обычное объяснение состоит в том, что компания избавляется от неэффективных пережитков слияний и поглощений прошлых десятилетий. Как только прошлой осенью прибыль снова начала уменьшаться, Уолш тут же нашел в ВА 1400 лишних менеджеров. Более 450 человек были сокращены в этом году.

Уроки терминала № 5

Уолш умеет быть компанейским, приветливым человеком и великолепным рассказчиком. Но способен и становиться жестоким. Коллеги говорят, что порой он действительно ведет себя как забияка и обожает конфликтовать.

Весной прошлого года он потерпел полное фиаско при открытии терминала № 5 в аэропорте Хитроу. Через терминал должны были идти все операции ВА, что снижало издержки на перевоз багажа и пассажиров по всему Хитроу. Терминал замысливался как триумф высоких технологий, а обернулся многомиллионными убытками: сразу после его торжественного открытия королевой Елизаветой II компьютеры начали зависать, багаж пассажиров перепутался, а десятки рейсов не смогли вылететь.

Уолш энергично и просто справился с вызовом, взяв на себя, как он выразился, ответственность за случившееся. То есть сам в отставку не ушел, но уволил всех ответственных за провал запуска (например, операционного директора Гарета Кирквуда и директора по клиентскому сервису Дэвида Нойса) и принял меры для исправления ситуации.

Выступая перед британскими парламентариями, жаждущими крови за скандал вокруг Хитроу, Уолш продемонстрировал свой талант к обезоруживающей самокритике. Пока руководство ВАА (компания, контролирующая главные международные аэропорты Великобритании, в том числе Хитроу) увиливало от прямых ответов и изворачивалось, Уолш покаялся в грубых промахах и пообещал все исправить. Кстати, из-за того скандала Уолш отказался от бонуса в 700 000 фунтов за 2007/08 финансовый год, хотя прибыль BA выросла на 45%.

Сегодня на фоне плохих новостей о финансовых результатах компании — сокращение оборотных средств, рост долга, отказ от выплаты дивидендов (что вдвойне обидно: в прошлом году компания выплатила их впервые с 2001 г.) — есть и хорошие: редко когда ВА могла похвастаться таким пунктуальным соблюдением расписания и минимальными потерями багажа. Во многом это уроки пятого терминала.

Читайте также:  Air Charter Service пришел в Казахстан

Но сможет ли Уолш и в этот раз исправить все, что неладно в ВА, пока непонятно. 14 000 экипажей авиакомпаний настроены против упрямого стремления Уолша к постоянным реформам и структурным изменениям.

Уолшу уже удалось добиться заметного прогресса. Профсоюз пилотов Balpa, которому Уолш в попытке предотвратить забастовки еще год назад грозил судебным преследованием, согласился с пакетом мер по сокращению выплат сотрудникам и улучшению производительности, которые должны сэкономить компании 26 млн фунтов в год. А если Уолш смог уломать пилотов, то ему, пожалуй, все по силам.

Штрихи к портрету

Яркий менеджер

Коротко стриженный, моложавый, несмотря на свои 47 лет, Уилли Уолш предпочитает яркие галстуaки и элегантные костюмы.

Веселый менеджер

Уолш славится умением обаять слушателей, даже когда рассказывает им о надвигающемся крахе. Недавно, выступая на конференции в Париже, он, чтобы расположить аудиторию, пошутил, что ему часто звонят, путая с однофамильцем – ирландским епископом, и что ему стоит больших усилий удержаться от соблазна высказаться по церковным вопросам от чужого лица.

British Airways

авиакомпания

выручка – $12,78 млрд (за 2008/09 финансовый год, закончившийся 31 марта 2009 г.):

чистый убыток – $508,7 млн.

Акционеры: 90% акций в свободном обращении, крупнейшие инвесторы – Iberia (9,07%), Standard Life (8,01%), Barclays (6,%).

Капитализация – $2,46 млрд.

За финансовый год перевезено 33 млн пассажиров, 805 000 т грузов. Парк воздушных судов – 245 самолетов.

Использованы материалы FT, WSJ, Антон Осипов

Источник: Ведомости

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.