IATA поверила в мировой авиарынок.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) впервые с начала кризиса снизила прогноз убытков авиакомпаний — по оценке ассоциации, в 2010 году они потеряют $2,6 млрд против $5,6 млрд, ожидавшихся в декабре прошлого года. Фактором риска для авиакомпаний остаются непредсказуемые цены на авиатопливо, отмечают в IATA. В России цены могут вырасти уже в конце весны и, по мнению экспертов, это может стать непоправимым ударом по финансовому состоянию российских авиакомпаний, и так работающих на грани рентабельности.


Вчера IATA опубликовала очередной уточненный прогноз убытков, которые мировые авиакомпании получат в течение 2010 года. Впервые с начала кризиса прогноз IATA, известной своим пессимизмом, корректируется в сторону снижения, а не роста убытков. Более того, вчера прогноз был снижен сразу вдвое — вместо $5,6 млрд, которые IATA прогнозировала еще в декабре, по оценке ассоциации, в 2010 году мировая авиационная отрасль потеряет всего $2,8 млрд. Итоги 2009 года еще не подсчитаны, но прогнозную цифру по году ассоциация также скорректировала — с декабрьских $11 млрд до $9,4 млрд. Совокупная выручка авиаперевозчиков в 2010 году должна составить $522 млрд — почти ровно посередине между результатами 2008 ($566 млрд) и 2009 ($479 млрд) годов.

Как поясняется в сообщении IATA, улучшения в конъюнктуре, которые она ожидает, объясняются восстановлением экономики на развивающихся рынках Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки: в этих регионах авиаперевозчики зафиксировали по итогам января рост пассажиропотока на 6,5% и 11% соответственно. Всего в мире, по оценкам IATA, спрос на пассажирские авиаперевозки в 2010 году вырастет на 5,6%, на грузовые — на 12%. "Отрасль четко разделилась на две части: Азия и Южная Америка стали драйверами восстановления рынка, в то время как Северная Америка и Европа продолжают демонстрировать слабые показатели",— приводятся в сообщении слова гендиректора IATA Джованни Бисиньяни. Кроме того, как положительные тенденции глава ассоциации отмечает рекордные показатели занятости пассажирских кресел (75,9%), которых удалось достигнуть за счет уменьшения провозных мощностей. Кроме того, начали восстанавливаться перевозки бизнес-классом, обеспечивающие авиакомпаниям основную прибыль. "Основные тенденции отрасли сейчас позитивны: спрос растет, а авиакомпании умело управляют провозными мощностями. Это дает нам повод для оптимизма, но осторожного",— заключает господин Бисиньяни.

Читайте также:  Реже летать

В качестве одного из основных рисков для отрасли в текущем году глава IATA назвал возможность роста цен на авиатопливо. По прогнозу ассоциации, средняя цена нефти в 2010 году составит $79 по сравнению с $62 в 2009 году. Вместе с ожидаемым ростом провозных мощностей IATA оценивает возможный эффект подорожания для мировой индустрии в $19 млрд (всего затраты авиакомпаний на топливо в 2010 году должны составить $132 млрд).

В России объемы авиаперевозок падали существенно быстрее, чем в остальном мире, и поэтому восстанавливаются тоже быстрее — в январе текущего года рост пассажирских авиаперевозок в стране составил 29,8% к январю 2009 года. Тем не менее аналитики указывают, что сдержать падение пассажиропотока российским компаниям удалось за счет резкого снижения тарифов, поставивших их на грань рентабельности. Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак считает, что повышение цен на авиатопливо может стать решающим фактором, стоящим части российским авиакомпаний места на рынке. "Пространства для оптимизации издержек почти не осталось: все возможное и так было сделано в прошлом году",— предупреждает гсоподин Рыбак. Гендиректор компании "Аэрофьюэлз" (крупнейший российский независимый поставщик авиакеросина) Владимир Спиридонов отмечает, что пока цены на авиатопливо в России остается стабильными. Но к апрелю-маю рост объемов перевозок и цен на нефть может привести к росту цен в России, пропорционального котировкам Platts,— в районе 10%, считает господин Спиридонов.

Петр Мироненко

Источник: Коммерсантъ

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.